Свой рассказ Достоевский назвал фантастическим, т.к. события, происходящие в нем, перемешаны во времени, а не излагаются последовательно по мере развития фабулы. Этот термин и сам прием впервые использовал Виктор Гюго. Создатели фильма назвали свою картину фантастической версией фантастического рассказа. Они пошли еще дальше Федора Михайловича, перемешав не только события, но и эпохи, уничтожив временные рамки между XIX веком и сегодняшним днем.
Начало картины сразу вводит нас в условия игры, используя этот прием. Мы слышим закадровый диалог автора и героя - закладчика, из которого выясняем, что автор не только живет в квартире, в которой когда-то в XIX веке жил закладчик, но и, возможно, является его прямым наследником. Мало того - камера показывает, что дом, в котором когда-то жил герой, а теперь живет автор, находится рядом с каморкой Раскольникова, а за углом когда-то жил сам Достоевский. Зрителям сразу предлагается представить, что вымышленные герои и настоящие существуют в реальном кинематографическом мире, а границ во времени не существует вовсе. Автор появляется в картине несколько раз. Обычно камера его показывает со спины, и создается впечатление, что он - сторонний наблюдатель. Но появляется он, почему-то, в самых ключевых, самых важных эпизодах: то он сообщает герою о том, что он может опоздать и потерять свою "Кроткую", то он разговаривает по телефону в коммунальной квартире, когда эакладчик решается сделать героине предложение, то дает советы как ее лучше найти, когда она стала надолго пропадать из дома.
Ключевым моментом фильма является эпизод, когда в комнате, где у Кроткой назначено свидание, закладчик обнаруживает следы присутствия автора. И, наконец, именно автор является свидетелем гибели героини и именно он первый сообщает об этом закладчику.
Все это можно воспринимать, как попытку создателя фильма эпатировать публику - смотрите, мол, какая у меня изощренная фантазия. Но эта точка зрения - глубоко ошибочная. Вся концепция фильма заключается в том, что, несмотря на все пороки, которыми в полной мере обладает наш герой - я имею в виду закладчика - у него достаточно находится нравственных сил, чтобы признавать эти пороки, оценивать их и каяться перед богом за содеянное. Он пытается стать лучше и чище, но лучше он стать не может, и в этом - его трагедия. Роль, которую играет автор фильма - это образ современного героя, героя циничного, безнравственного, который, рядясь в одежды покровителя, наставника и друга, предает своего подопечного, предает, не моргнув глазом и не испытывая никаких угрызений совести. Такова разница между моралью и нравственностью XIX века и XX-XXI. Показать эту разницу - и есть одна из главных задач стоящих перед создателями фильма.
Фильм по форме является синтезом драмы, орнаментального балета, стилизованного под хореографию XIX века, который скорее можно назвать "компьютерным видеоартом", и музыки. Сам режиссер определяет жанр картины, как "мюзикл, в котором не поют". |
No comments:
Post a Comment