Е. Г. Ростовский ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СТЕРЕОКИНО
УДК 791.12 + 791.62
Е. Г. Ростовский
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СТЕРЕОКИНО В статье прослеживается история развития стереокино. Со дня изобретения стерео произошло значительное усовершенствование технологий съемки, и существенно изменились художественно-изобразительные средства выражения. Последние тех- нические достижения позволяют, полностью отказавшись от съемочного процесса, моделировать на компьютере все, включая персонажей, но сам принцип получения зрителем объемного изображения с помощью стереопар за столетнюю историю воз- никновения стереоизображения не изменился. К л ю ч е в ы е с л о в а: стереоочки, Кэмерон, Аватар, фотография, трехмерное про- странство. Сегодня, когда все более широкое распространение получают цифровые ки- нотеатры, публику, которая не очень охотно шла смотреть проецируемые с дис- ков фильмы с двухмерным изображением, прокатчики завлекают в кинозалы на созданные по новой технологии фильмы в формате 3D, создающие на экране ил- люзию объемности. Сама по себе идея создания на плоскости иллюзии объемного изображения не нова. Так, стереофотография появилась спустя всего лишь десятилетие после изобретения обычной фотографии. Первый фотоаппарат с двумя объективами, предназначенный для создания стереопар, был создан в 1849 г. шотландским ученым Давидом Брюстером (David Brewster). Однако потребовалось почти 100 лет, прежде чем стереофотография приоб- рела широкую популярность. Это было связано прежде всего с упрощением тех- нологии съемки. В начале XX в. широко входят в быт не только черно-белые стереоснимки, но и цветные стереослайды, создание которых было доступно да- же фотолюбителям. Для широкой публики поставлялись в продажу стереосним- ки и стереослайды, в которых доминировала экзотика далеких стран, необычные природные феномены и катаклизмы и т. п. Приход стерео в кино происходит несколько позже, хотя первая установка для стереосъемки появилась в США уже в 1900 г. Первые экспериментальные стереофильмы демонстрировались в 1915 г., а первым событием, связанным с коммерческим использованием стереокино, стал прокат ленты «Сила любви» в 1922 г. в Лос-Анджелесе. В 1930-е гг. во всем мире по разным технологиям (анаглифический принцип просмотра, сдвоенный проектор, использование поля- роидных фильтров, экран с серебряным покрытием) было создано несколько де- сятков стереофильмов. После перерыва, связанного с Великой депрессией, поиски продолжились более интенсивно, и как результат – к началу 1940-х гг. стереокино стало до- ступным большому количеству зрителей. Отношение к объемному киноизображению у профессионалов было неодно- значным. У Рудольфа Арнхейма, считавшего, что именно плоскостное изображе- ние таит в себе обширные выразительные возможности, связанные с трансформа- цией линейной перспективы и особенностями совмещения объектов в одном кад- ре, стремление сделать кино объемным вызвало резкое неприятие. «У тех, кто по- нимает художественные возможности ограниченности глубины изображения, попытки киноинженеров создать трехмерное кино вызывают смешанное чувство, – писал он еще в 1933 г. – Несомненно, что в стереоскопическом фильме потеряют значение и плоскостные взаимосвязи, а пространственное расположение объек- тов будет столь очевидно, что символические возможности перспективной или любой другой специфичной для кинокадра взаимосвязи вряд ли будут сколь-ни- будь ощутимыми. Инженеры – не художники. Поэтому они и не ставят перед собой задачи дать создателям фильма более сильное средство художественного выражения; они лишь ищут способ, позволяющий еще больше приблизить кино- фильм к реальной жизни» [1, 53–54)]. Более оптимистично на возможность появления объемного киноизображе- ния смотрел С. М. Эйзенштейн: «Можно ли говорить о том, что принцип трех- мерности в пространственном кинематографе также полно и последовательно отвечает каким-то нашим внутренним потребностям, какой-либо заложенной в нас внутренней необходимости? Можно ли далее утверждать, что человечество в своем стремлении к реализации этих внутренних потребностей столетиями "шло" к стереокино, как к одному из наиболее полных и непосредственных вы- ражений таких устремлений, – устремлений, которые на разных стадиях соци- ального развития и развития средств художественного выражения по-разному и не полно, но неизменно и упорно старались реализовать какую-то внутреннюю необходимость?... Стереокино дает полную иллюзию трехмерности своих изо- бражений» [5, 435]. Но приближение киноизображения к реальной картине жизни оказалось достаточно долгим процессом. Если звук и цвет достаточно быстро и органично внедрились в эстетику экранного искусства, то стереоизображение в кино до по- следнего времени воспринималось скорее как очередной киноаттракцион. Сте- реофильмы показывались в специальных кинотеатрах, которые в конце ХХ в. потихоньку начали закрываться. Нужен был очередной технологический прорыв, который бы сделал стереосъемку более совершенной и более технологичной. Это свершилось благодаря внедрению компьютерных технологий и появлению циф- ровых кинозалов, которых в мире с каждым годом становится всё больше. Во многом стереокино прошло путь, идентичный всем нововведениям и от- крытиям в кинематографе – сначала повсеместный отказ в связи с громозд- костью, отсутствием мобильности и сложностями, связанными с практическим применением, затем, по мере совершенствования технологий – попытки внедре- ния в индустрию кинобизнеса. «Золотой век» стереокино (1952–1955), связанный с широким внедрением в кино трехслойной цветной пленки, ознаменовался выходом на экраны первой стереоскопической цветной киноленты «Bwana Devil», снятой Архом Оболером. Широко разрекламированный фильм повествовал о противостоянии человека и львов, о схватке не на жизнь, а на смерть в африканской Уганде, где рабочие строят железную дорогу. Картина имела оглушительный успех у зрителей, но была подвергнута резкой критике со стороны критиков и специалистов. «Это худшее кино на моей памяти, и мое похмелье от этого было настолько болезнен- ным, что я немедленно пошел смотреть для облегчения двумерное кино», – писал в «Субботнем обзоре» Холлис Альперт (Hollis Alpert). При всём при том конец 1953 – начало 1954 г. оказались вполне успешным для стереокинематографа се- зоном: свет увидели полтора десятка стереофильмов (в их числе экранизация мюзикла «Поцелуй меня, Кейт» (Kiss Me, Kate) и фильм Альфреда Хичкока «На- берите "У" для Убийства» (Dial M for Murder). Часть из этих фильмов, впрочем, выпускалась также и для широкоэкранных кинотеатров, становившихся главным конкурентом бурно развивающегося телевидения. Да и внимание к стереокино явилось во многом мерой вынужденной и объяснялось той же самой причиной – экспансией телевидения и упадком посещаемости кинотеатров. Необходимо бы- ло представить зрителям новый вид зрелища, новый аттракцион, чтобы вернуть публику в залы кинотеатров. Этими же мотивами обусловлены жанры произво- димых стереофильмов – триллеры _______и мюзиклы. Однако мода на трехмерные фильмы прошла достаточно быстро, так как зрителям приходилось постоянно находиться в напряженном состоянии, следя, чтобы не произошла потеря эффекта объемности, что раздражало пришедшую развлекаться публику. Поэтому постоянно велись поиски технологии, которая бы позволила при просмотре стереофильма обходиться без очков. В 1940 г. в СССР был закончен расчёт и сконструирован первый в мире сте- реоэкран со светопоглощающим растром. Этот метод показа стереоизображения не требовал никаких очков для просмотра. Объёмное изображение наблюдалось зрителями «автоматически». По этой технологии был снят стереофильм «Кон- церт», который демонстрировался с 1941 г. в Москве в кинотеатре Москва (ныне дом Ханжонкова). Это был первый в мире коммерческий показ стереофильма без очков. Фильм и технология надолго опередили своё время, а необычность зре- лища и ощутимая пространственность изображения способствовали небывалому успеху этого метода. В нашей стране, начиная с 1941 г., было снято более 50 стереоскопических фильмов, изготовленных по шести различным технологиям. Сегодня нет соот- ветствующей проекционной аппаратуры для их демонстрации. Чтобы зрители смогли увидеть их на экране, в настоящее время в Госфильмофонде идет кропот- ливая работа над тем, чтобы вернуть на экраны ряд старых стереофильмов, по- скольку «некоторые из них и сегодня могут составить достойную конкуренцию в кинопрокате зарубежным стереофильмам» [4]. С наступлением войны в Советском Союзе все разработки были свёрнуты, и лишь в 1948 г. в Научно-исследовательском кино-фото институте (НИКФИ) в Москве вновь создаётся лаборатория стереокино. В 1960-е гг. была завершена работа по созданию и массовому внедрению системы стереокино «Стерео-70». Этой системе отечественного стереокино, ввиду многих параметров, не имею- щих аналогов за рубежом, почти сразу же суждено было стать эталоном для ми- рового стереокинематографа. В 1976 г. в СССР (также впервые в мире) был осу- ществлён показ голографического кинофильма. Сделано это было группой со- ветских учёных – специалистов НИКФИ под руководством В. Г. Комара. Голо- графия лишена всех недостатков, присущих стереокино – утомляемости зрения, афизиологичности восприятия, невозможности просмотра при дефектах зрения. Английский журнал «БКСТС джорнал» писал по этому поводу, что делегаты конференции, которые видели подлинные результаты работы советских учёных, имеющие огромные и ещё не осознанные возможности, почувствовали, что они присутствуют в исторический момент, сравнимый с классическими демонстра- циями пионеров прошлого в кино и на телевидении. В 1991 г. российская система «Стерео-70» получила «Оскар» американской Академии кинематографических искусств и наук в номинации «За техническое достижение». Следует заметить, что сегодня нигде, кроме России, не решён во- прос съёмки стереофильмов одной камерой, а недавние тесты нашей стереосис- темы, проведённые иностранными кинематографистами, показали, что и в XXI в. она вне конкуренции [2]. Что касается возрождения внимания широкой публики к стереокино, на- чавшееся в XXI в., то это оказалось связано с внедрением в кино цифровых тех- нологий, что позволило упростить и удешевить производство и показ стерео- фильмов. Значительный вклад в продвижение новых технологий создания стереокино, как известно, внес изобретательный Джеймс Кэмерон. Значительную часть де- нег, заработанных на своих картинах, он начал тратить на совершенствование съемочный техники и создание новых технологий съемки, которую отрабатывал на малобюджетных картинах. Режиссер постепенно совершенствовал и отраба- тывал новые технологии, пока не достиг искомого результата – «Аватара». Кроме всего прочего, «Аватар» – это не просто стереофильм. Его персонажи сделаны по уже известной технологии 3D-моделирования, по которой до этого создавались _______анимационные ленты, типа знаменитого «Шрека». Кроме того, спе- циально разработанная технология позволила камерам «считывать» не только мимику актеров, создававших «прообразы» 3D-персонажей, но даже движения их зрачков и век. Таким образом, с «Аватара» началось это направление в кино – 3D-стереофильм, т. е. фильм, который снят как с помощью трехмерного компью- терного моделирования, так и с использованием стереотехнологии. После грандиозного коммерческого успеха «Аватара» многие кинотеатры стали спешно переоснащаться под стереопоказ. Некоторые исследователи склон- ны считать, что приближение к почти реальному восприятию экранного зрелища будет продолжено. «По всей видимости, следующим этапом станет добавление еще одного измерения и получение 4D-кино за счет использования движущихся кресел, эффекта дождя, ветра, запахов и т. д.» [3, 94]. Искусствоведы, кинематографисты и зрители продолжают спор о роли и месте стереокино в современном кинематографе. Многие считают стереокино самостоятельным, новым, малоизученным видом искусства с невероятными пла- стическими возможностями, выразительными средствами и большим будущим, другие – всего лишь очередным экранным аттракционом. Тем не менее научные разработки в области объёмного кинематографа, в том числе и с использованием голографии, продолжаются. Активно ведутся и поиски создания наиболее опти- мально варианта для восприятия объемного изображения на телеэкране, в том числе без использования специальных очков, а в будущем – с использованием голографического изображения, при котором объект можно рассмотреть одно- временно с разных сторон. Состоявшаяся в июле 2010 г. Международная конференция стерео 3D-медиа и шоу-бизнеса отметила широкое распространение во всем мире 3D-технологий, появление совершенно новых профессий, участвующих в создании фильмов по этой технологии и выразила уверенность в том, что мы в самом скором времени станем свидетелями новых открытий в надвигающемся стереомире [6, 25]. Ха- рактерно, что открывала конференцию презентация 3D-съемок камерой Phantom 65 российской стереоскопической системы «Стерео-70», работающей по прин- ципу «одна камера – один фильм». Будущее покажет, переживаем ли мы сейчас радикальные изменения в визу- альной сфере экранной культуры или же это очередной аттракцион, направлен- ный на привлечение в цифровые кинотеатры широкой публики и расширение круга потребителей новой телевизионной техники.
1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 2. Дауров И. Профессиональная съёмка и производство фильмов в формате 3D в Ростове- на-Дону, России, странах СНГ. URL: www.daurov-stereo.ru, 2010. 3. Кузнецов И. Р. Совершенствование технических средств мультимедиа и связан- ное с ним расширение выразительных возможностей // Искусство мультимедиа. Мульти- медиа и техника. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. 4. Майоров Н. «Белые столбы – 2010» в Госфильмофонде России // ТТК. 2010. № 2. 5. Эйзенштейн С. М. О стереокино // Избранные произведения: в 6 т. М., 1964. Т. 2. Статья поступила в редакцию 4.11.2010 г.__
No comments:
Post a Comment