Saturday, May 29, 2010

"THEATER IN TIMES OF NON - ACUTE ROUTINE REPAIRS"

YEVGENY ROSTOVSKY

"THEATER IN TIMES OF NON - ACUTE ROUTINE REPAIRS"

A PLAY

Евгений Ростовский

По мотивам пьесы И. Арсеньева – Грюнвальда «Ангел мой»

Театр, времен вялотекущего ремонта

Фантастическая комедия в 2 актах

Действующие лица

Николай муж

Людмила жена

Володя их сын

Жанна жена сына

Катерина соседка

Рекс маленькая дворняга



Сцена 1

В глубине сцены - фронтально расположенная к зрителям стена комнаты, частично оклеенная газетами. Очень скудная мебель сдвинута ближе к авансцене. У стены слева и справа две стремянки, ведра, кисти, швабра и много пустых бутылок из под вина.

Под быструю ритмичную музыку пять человек двигаются в стиле брэйка, намазывая и оклеивая стену газетами, снуя по лестницам вверх и вниз, передовая друг другу не только газеты, но и стаканы с выпивкой. Все движения отлажены до автоматизма. Музыка сопровождается разноцветными огнями, мелькающими, как в дискотеке.

Короче, идет ремонт, перемешанный с попойкой.

Постепенно количество людей на сцене уменьшается, музыка замедляется и останавливается как в патефоне, в котором кончился завод. Освещение превращается в обычное, довольно тусклое. Его дает одиноко висящая, запыленная, не прикрытая абажуром, тусклая лампочка под потолком.

На сцене остается один Николай, который, как робот, продолжает клеить газеты. Его шатает. Появляется Людмила. Николай с трудом успевает спрятать бутылку с остатками вина. Людмила раздосадована столь долгим присутствием мужа в комнате, где у нее тоже спрятана заначка выпивки. В течении всей первой сцены оба героя общаются между собой спиной к зрителям и мы не видим их лица. Свои лица они прячут и друг от друга.

После неудавшейся попытки отправить друг друга отдохнуть, они во время диалога приноравливаются так ловко приложиться каждый к своей бутылке, что это остается незамеченным не только друг для друга, но и для зрителей. При этом оба стараются выглядеть абсолютно трезвыми. ( Никто из актеров на протяжении всей пьесы ни в коем случае не должен играть пьяного)

?ЮДМИЛА А где все?

НИКОЛАЙ Вопрос, который ты задаешь, Люся, очень глупый, я бы сказал – дурацкий вопрос. Ты на часы смотрела?

?ЮДМИЛА Ответ, Коля, не лучше вопроса. Ты же знаешь, что у нас ни одни часы в доме не ходят. А если быть точнее – у нас, их вообще давно нет.

НИКОЛАЙ Вот ты всегда так: - прицепишься к слову и уходишь от сути, и вообще, пошла бы ты еще поспала, тебе, я вижу, просыпаться еще рано.

?ЮДМИЛА А я вот думаю, что просыпаться рано – это скорее достоинство, чем недостаток, Коля. Главное, не проснуться слишком поздно и все пропустить.

НИКОЛАЙ Ну, это конечно лучше, чем вообще не проснуться.

?ЮДМИЛА Вот я как раз об этом и хотела тебе сказать, что пойти поспать надо тебе, а я вместо тебя поработала бы.

НИКОЛАЙ Ты, пожалуй, наработаешь.

ЛЮДМИЛА Ты очень не справедлив ко мне, Коля. Особенно в последнее время. Ты же человек образованный и, конечно, читал, что ремонт – это стихийное бедствие. Он требует максимальной концентрации всех волевых качеств и огромных усилий, чтобы достигнуть положительного и окончательного результата. И только совместными усилиями, объединив, можно сказать, биения наших сердец, можно победить это неизбежное зло. Особенно, если принять во внимание наше пошатнувшееся здоровье. Исходя из выше сказанного - нет ли у тебя опохмелиться?

НИКОЛАЙ Ты помнишь свои первые слова, которые ты произнесла, когда вошла в эту комнату?

ЛЮДМИЛА Уже довольно смутно, но по-моему я спросила - « А где же мебель?»

?ИКОЛАЙ Я имею ввиду не те слова, сказанные тобой более двадцати лет назад, а тот вопрос, который ты задала, войдя в комнату сегодня?

ЛЮДМИЛА … Не поняла.

?ИКОЛАЙ Объясняю. Войдя в комнату сегодня, ты задала, по-моему, не совсем уместный вопрос: - «А где все?»

?сли бы ты, Люся, обладала аналитическим мышлением, то для тебя не составило большого труда сделать простой вывод. Отсутствие, как ты говоришь, «всех», на прямую связано с полным отсутствием наличия алкоголя.

?ЮДМИЛА Может быть, я действительно не обладаю таким аналитическим мышлением, как ты, Коля, но за многие годы общения с тобой мне не составило большого труда сделать простой вывод, что все, что у тебя осталось от твоего высшего образования, это умение прекрасно запудривать мозги и если ты так хорошо помнишь мой первый вопрос и почему-то забыл последний, то я вынуждена его повторить, хоть это и не гуманно с твоей стороны: - Нет ли у тебя опохмелиться? И, прежде чем ты на него ответишь, я хочу ответственно заявить, что остатки моего философского образования еще позволяют мне определить ту огромную разницу, которую составляют термины: - отсутствие алкоголя и присутствие при этом заначки.

?ИКОЛАЙ Ладно. Уговорила. Раз ты спать идти не хочешь, давай клеить вместе.

ЛЮДМИЛА Клеить вместе? Это, конечно, тоже вариант. Я вижу, что с газетами ты уже закончил.

НИКОЛАЙ Да, теперь самое ответственное – обои, хотя обоими их можно назвать с большой натяжкой. Давай, как ты любишь, я сверху, а ты снизу и будешь мне подавать.

ЛЮДМИЛА Ты, Коля, ужасный пошляк, но я уже к этому давно привыкла. К тому же лучше жить с извращенцем, чем с демагогом.

НИКОЛАЙ Спасибо за комплемент.

ЛЮДМИЛА К сожалению, демагогом ты бываешь все чаще.

НИКОЛАЙ Да? А вначале прошлой недели? Или уже забыла...? Вот так, стараешься, стараешься, а потом выясняется, что у подруги твоей жизни склероз и все твои неимоверные усилия, граничащие, можно сказать, с подвигом, остаются никем незамеченные и не оцененные.

ЛЮДМИЛА Не смотря на мой склероз, Коля, все твои усилия можно перещитать по пальцам, притом одной руки, хорошая память здесь не потребуется, наоборот, хочется поскорей забыться, а потому давай работать и не отвлекаться.

НИКОЛАЙ Хорошо. Давай работать, но знай, что на этот раз задела ты меня по настоящему.

ЛЮДМИЛА Вот только не надо цитат из любимых кинофильмов…. Больше не мажь – клея не хватит, да и обои долго сохнуть будут. Только клей ровно, первый кусок – «он главный самый», по нему остальные ровняться будут, как «пионэры».

НИКОЛАЙ Тоже цитатами заговорила. Не «по нему», а «на него». А еще– «филолог».

ЛЮДМИЛА Ну, как? Ровно?

НИКОЛАЙ А я отсюда вижу? Это ты у нас вперед смотрящая или ты думаешь, что «мне сверху видно все. Ты так и знай»

ЛЮДМИЛА Ладно. По цитатам ты победил. Слушай, по моему, ровно.

НИКОЛАЙ А так?

ЛЮДМИЛА Да и так тоже, вроде, ровно. Хотя, если взять немножко левее… Коля, а ты помнишь, я тебя просила вчера угол стола подклеить, пока клей в доме есть?

НИКОЛАЙ Я и подклеил.

ЛЮДМИЛА А прижал хорошенько, а то опять отвалится?

НИКОЛАЙ Прижал хорошенько. Ну, конечно, не так, как тебя Серега из пятой квартиры.

ЛЮДМИЛА Опять? Я же тебе сто раз говорила, что у меня на лестнице рубль в угол закатился, ну, а он мимо шел. Давайте, говорит, помогу искать.

НИКОЛАЙ Ну и что? Нашли?

ЛЮДМИЛА Я - нет, а он может и нашел, да разве признается.

НИКОЛАЙ Ну ты заливать! Когда это у тебя последний раз рубль был? Что- то не припомню.

ЛЮДМИЛА Знаешь? А мне, вообще-то, нравится, что ты еще ревнуешь.

НИКОЛАЙ Конечно, нравится. Вот интересно - понравилось бы, если бы тебя Серега из пятой квартиры «возревновал»?

ЛЮДМИЛА Ладно «Отелло». Спускайся вниз с заоблачных вершин на землю нашу грешную и «зацени», как говорит наш сын, ровно ли лег первый ком.

(Николай спускается со стремянки лицом к стене так, что ни Людмила, ни зрители его лица не видят и долго молчит. Людмила не выдерживает и спрашивает)

ЛЮДМИЛА Ну как? Не томи.

НИКОЛАЙ А знаешь… если хорошенько прищуриться… или смотреть только боковым зрением… то сойдет, хотя то, что приклеено не по отвесу – видно сразу.…Но, если учитывать тот контингент, который посещает нашу квартиру, а он использует исключительно боковое зрение, так как взоры его устремлены только на стол или, вернее будет сказать, на то, что, на столе, то приклеено даже хорошо. И еще одна немаловажная деталь. Прищуриваться этому контингенту вообще не надо (прищур у него хронический).

Так, что переклеивать не будем. «Я сказал».

(Николай, на этих словах, впервые поворачивается лицом к зрителям, и мы видим на нем большие солнцезащитные очки, плохо прикрывающие следы «асфальтной болезни». Люся продолжает мазать, находясь спиной к нему. Он продолжает свой монолог, тщетно пытаясь найти в пепельнице окурок побольше и перебирает пустые бутылки, надеясь обнаружить в них остатки целительной влаги).

И вообще, кого мы стали принимать в своем доме! Два человека с высшим образованием. О чем мы говорим! О чем спорим! Диспуты, плавно переходящие в драку. Не с кем, даже, обсудить последнюю публикацию модного писателя или премьеру, в каком ни будь театре.

ЛЮДМИЛА Театр, Коля, у нас теперь дома. Театр драмы и сатиры.

НИКОЛАЙ Это не театр, Люся, а цирк какой – то.

ЛЮДМИЛА Ну, видишь какой выбор? И ходить никуда не надо.

НИКОЛАЙ А чадо наше? Вован?

ЛЮДМИЛА Сколько раз я тебя просила не называть так нашего Володю.

НИКОЛАЙ Это не я его так называю. Это его на «работе» так зовут. Тоже мне, работа.… А я так мечтал, что он пойдет по стопам своего отца.

ЛЮДМИЛА Вот только не это!

НИКОЛАЙ Я имел ввиду первую половину своей жизни.

ЛЮДМИЛА Но приучаешь ты его ко второй. И, вообще, чем тебе не нравится его работа? Мальчик получает приличные деньги, ездит на дорогой машине, женился на красивой девушке, носит костюмы с галстуками…

НИКОЛАЙ … И служит телохранителем у бандита.

ЛЮДМИЛА Не у бандита, а у бизнесмена.

НИКОЛАЙ А в чем разница!?

ЛЮДМИЛА Давай сменим тему… Коля…

НИКОЛАЙ Как скажешь…

ЛЮДМИЛА А правда говорят, что есть такая примета - если меняешь обои или мебель, то и жизнь начинается, как бы заново.

(На последних словах Людмила поворачивается лицом к зрителям. Прядь волос аккуратно прикрывает ее правый глаз, вокруг которого следы той же болезни, что и у Николая, плюс такие же очки, но и они не спасают. И только теперь они поворачиваются лицом друг к другу и одновременно произносят – «О». Звучит музыка, наивная, печальная, детская. Они подходят друг к другу, одновременно снимая очки и синхронно, нежно дотрагиваясь до синяка, друг у друга, произносят – «Больно?». Потом, ничего не говоря, крепко прижимаются друг к другу и застывают так, как будто танцуют, покачиваясь в такт музыке.)

ЛЮДМИЛА скажи, Коля, а ты меня еще любишь?

НИКОЛАЙ Конечно, Люся, ты же знаешь, что у меня кроме тебя никого нет.

ЛЮДМИЛА Очень, очень?

НИКОЛАЙ Очень, очень.

ЛЮДМИЛА Тогда давай постелим… линолеум в комнате. (Музыка обрывается)

НИКОЛАЙ (Отшатываясь) Как ты могла? Нет, как ты могла?…сказать такое…В такой момент…

ЛЮДМИЛА А что я такое сказала?

НИКОЛАЙ Я не знал, что ты выиграла в теле-игре «Как стать миллионером», или ты нашла клад и мне ничего не сказала, а, может быть, у тебя умерла богатая тетя в Америке и все свои прииски завещала тебе?… линолеум …и чашечку кофе,… покрасим пол краской и все. «Я сказал».

ЛЮДМИЛА Может быть у Володи…?

НИКОЛАЙ Мы же решили, что у сына брать в долг мы больше не будем. Во всяком случае, пока не рассчитаемся за прежние долги. И, даже, если, как ты говоришь, он денег с нас не возьмет, в чем лично я сильно сомневаюсь, пользоваться этим – безнравственно. Так, что пол покрытый краской - это наша судьба.

ЛЮДМИЛА Ну хорошо. Пусть это будет не линолеум, что-нибудь другое. Неужели нельзя придумать? Где твоя изобретательность? Где твоя смекалка? Вот когда ты работал, из тебя бил фонтан предложений, а для родного дома у тебя фантазия не работает. Правильно сделали, что вас закрыли. Если нет пользы для простого народа – нечего изобретать. Телевизор уже, который год не можешь починить, а папин «Москвич»!? стоящий во дворе, как памятник великой стране, которую мы потеряли!? Если он вдруг тронется с места или, что еще хуже, поедет, в нашем доме начнется паника. Люди повыскакивают из своих квартир, в чем попадя, хватая самое ценное, в полной уверенности, что началось землетрясение.

НИКОЛАЙ Я бы с удовольствием посмотрел, у кого в нашем хрущевском доме есть, что-нибудь ценное и как оно выглядит. А, что касается телевизора, то я тебе уже говорил, что для этой марки, детали уже считаются раритетом, кстати «москвича» это тоже касается. Между прочим, если бы не моя фантазия, то и обои мы сейчас с тобой не клеили. Это я придумал, вместо обоев собрать все предвыборные плакаты Володиного босса и валиком прокатать с обратной стороны красивый рисунок, хотя, я бы поклеил их с лицевой стороны, чтобы всегда и днем и ночью можно было посмотреть в глаза человека, который теперь олицетворяет героя нашего времени. Эксклюзив! Такого никто еще не делал, но ты же противник всего нового!

ЛЮДМИЛА А если учесть, что их хватит только на одну стену, то иначе, как эксклюзивом это не назовешь.

НИКОЛАЙ Ну, чего-чего, а плакатов наших кандидатов Вовка тебе натаскает столько, что можно будет и потолки ими заклеить! Кстати – это идея.

ЛЮДМИЛА И, вообще, Неужели мы никогда не будем жить, как люди? (Начинает по детски плакать)

НИКОЛАЙ Ладно, не реви, посмотри, что у меня есть. (Достает заначку)

ЛЮДМИЛА (Продолжая всхлипывать) Подумаешь. У меня тоже есть (Достает свою заначку).

НИКОЛАЙ Ого! ДА мы сейчас устроим настоящий банкет, а ты плачешь. Если ты сейчас же не прекратишь, я выпью все один.

ЛЮДМИЛА Я уже не плачу, видишь?

НИКОЛАЙ Так то лучше. Садись. Вот поверь мне, у нас еще все впереди, нас еще ждет светлое будущее, и за это мы с тобой сейчас выпьем…

(Вдруг, за сценой раздается страшный шум в вперемешку с музыкой из кинофильма «Криминальное чтиво». Людмила и Николай едва успевают спрятать вино, как на сцену вваливается бритоголовый детина с лицом дебила, за ним, не смотря на лето за окном, в норковой шубе длинноногая девица. Оба в сильном подпитии. Это Володя со своей женой Жанной. В одной руке у Володи бутылка в другой сотовый телефон. Все присутствующие восторженно вскрикивают: - «О!!!» Жанна сразу пристраивается за столом и начинает наводить «марафет» на своем лице. Володя попадет ногой в ведро с клейстером и, не замечая этого, ходит с ним. Все дико ржут. Родители явно гордятся своим отпрыском. Появляются пустые грязные стаканы. Общее оживление. Смех смолкает. Только Жанна продолжает хохотать высоким лающим смехом. Володя звонит по сотовому телефону. Жанна, не переставая смеяться, достает из сумочки такой же и прикладывает его к уху).

Володя Ты замолкнешь или нет!?

(Жанну заклинило, и она не может остановиться. Володя подскакивает к ней и замахивается трубкой. Жанна моментально замолкает и с еще большим остервенением начинает намазывать ресницы. Володя щедрой рукой достает из кармана еще один сотовый телефон и протягивает его отцу).

Володя На папан, пользуйся!

(Николай брезгливо двумя пальцами берет трубку и отпихивает от себя, потом зовет жену.) Люсь. Иди-ка сюда. Люсь, ты знаешь, что надо делать! (Люся начинает доставать из под стола, какие то детали. Деталей много. Потом Люся молча снимает с сына шарфик и завязывает им глаза мужу, потом достает из под стола обрывки провода и замыкает их на себе. Все действие напоминает номер иллюзиониста в цирке и сопровождается музыкой И. Дунаевского из кинофильма «Цирк». Люся обращается к сыну)

ЛЮДМИЛА Засекай время.

(Николай за считанные секунды собирает из кусков, лежащих на столе, телефон, это напоминает соревнование в армии – кто быстрее с завязанными глазами соберет автомат Калашникова, потом, срывая с глаз повязку, пренебрежительно глядя на сына, набирает первый попавшийся номер, не обращая внимания на жену, которую бьет током. Услышав в трубке ответ, протягивает ее сыну.)

НИКОЛАЙ Учись! Филармония!

Володя (пораженный виртуозностью отца, машинально с открытым ртом берет протянутую ему трубку и подносит к уху)

Алло.… Это филармония? (Услышав ответ, еще более удивленно отдает трубку обратно отцу) Папа… Это не филармония.

НИКОЛАЙ (вешая трубку) Я выразился фигурально, но ты этого слова все равно не знаешь, так, что считай, что они тебе соврали…это была филармония,…они просто не захотели признаваться,… им стыдно.

Володя (Облегченно вздохнув и повеселев) Я и думаю,…чего они…в натуре…козлы…ты потом запиши мне их телефон…я с пацанами подъеду, разберусь. (Николай оторопело, открыв рот, смотрит на сына. Вдруг, за кулисами раздается какой то грохот и на сцене появляется соседка тетя Катя. Лицо ее прикрывают две пряди волос и темные очки, но и это не может скрыть следы уже знакомой нам болезни. Увидев наполненный зрителями зал она вскрикивает и пятится)

Катерина Ой! Я думала вы одни!

Володя (в сторону зала) Не обращай внимания, тетя Кать, - это свои.

ЛЮДМИЛА Между прочим, отец всю ночь работал, а вы, нет чтоб похвалить, так даже не замечаете. Хоть бы сказали, ровно он первый кусок поклеил? А то мы понять не можем.

Володя (разливая Вино в стаканы и не глядя на стену) Ровно, просто супер.

Катерина (не отрывая взгляда от стола) Очень, очень ровно! Я бы так ровно никогда бы не смогла.

НИКОЛАЙ (Людмиле) Ну! А я что тебе говорил?! Боковое зрение с профессиональным прищуром! Ладно, давайте, быстро поправим здоровье, вернее его остатки и продолжим наш героический труд (все выпивают)

ЛЮДМИЛА (разочарованно) Вот она была и нету…

НИКОЛАЙ Надо идти за новым… клеем – этот уже не годится.

ЛЮДМИЛА (незаметно для других, отводит тетю Катю в сторону, и они начинают шептаться. До нас доносятся отдельные фразы и слова: - «Надо еще, На третьем этаже я уже была, там голяк, там я уже неделю просрочила и т. д. Последнюю фразу Катерина произносит специально немножко громче остальных, так, чтобы слышал Володя)

Катерина А может быть у Вовы…(закончить она не успевает, так как Володя, внимательно подслушивающий их разговор, моментально оказывается рядом на ходу вынимая из кармана очередную трубку и протягивает ее соседке)

Володя На, позвони мне! Я тебе отвечу чисто конкретно! (тетя Катя пятится, крестясь, и прячется за спину Людмилы)

ЛЮДМИЛА Володенька, успокойся, ты ее не правильно понял, ведь правда? Тетя Катя?

Катерина Конечно, неправильно…понял….но неправильно…

Жанна Она имела ввиду, что клей засох, надо клей покупать.

Катерина Так я про клей и говорила. Ты, Вова не волнуйся, мы сами справимся. (Завет) Рекс! Рекс! Иди сюда! (Выбегает маленькая общипанная дворняга. В зубах у нее, что - то вроде шапки для сбора денег).

Жанна Ой! Я собак боюсь!

НИКОЛАЙ Не боись Жаннет, Вован тебя прикроет, у него работа такая.

Володя Во первых, я сейчас не на роботе, а во вторых, ты мне, папан, скажи – откуда у тебя телефон филармонии?

НИКОЛАЙ Чего?…

Володя Думаешь, я не врубился, что здесь какой–то прикол? Я только не врубился какой.

ЛЮДМИЛА Боже! Ну почему мы живем в это проклятое время! Ведь еще, каких ни будь 50 –30 лет тому назад была совсем другая жизнь. И в филармонию все ходили, и нас маленьких водили. Коля, тебя родители водили в филармонию?

НИКОЛАЙ Аж «кажный» день! Мне «ихний» телефон на всю жизнь и запомнился!!! (Володе) А ты спрашиваешь!

Катерина Вы можете помолчать? Вы же мешаете Рексу работать! (Показывая Рексу на зрителей) Рекс фас! (Рекс не реагирует) Рекс, я кому говорю? Фас! (Рекс пятится).

Володя Жаль, я пушку в машине оставил, а то я бы сейчас не только на клей, но и на весь ремонт с банкетом собрал. (Внимательно оглядывая зал).

НИКОЛАЙ Ты бы собрал, я не сомневаюсь, но, если можно, не сегодня и не здесь. Мне только ваших разборок у себя в доме не хватает.

Жанна Да! Что–то ваш Рекс сегодня малость вяловат. Даже мне не страшно.

ЛЮДМИЛА Это он после вчерашнего… плохо себя чувствует.

Катерина Да он у меня в рот не берет!

НИКОЛАЙ Завязал, что ли?

Катерина Уже пять лет!

Жанна Вот это сила воли! Настоящий мужчина! (глядя на мужа) Не то, что некоторые – бросить курить, и то не может…я уж об остальном и не говорю.

Володя Я тебе шубу купил? Чего тебе еще надо?

Жанна Ты ее специально летом купил, чтобы все вопросы сразу закрыть. Во первых: летом они дешевле стоят, во вторых: сейчас только у тебя у одного жена в шубе ходит, в третьих, чтобы я в такую жару носила ее не снимая и вес сбрасывала, как спортсмены, которые переходят в другую весовую категорию и в четвертых: чтобы мне рот заткнуть. Ты думаешь шубой от меня откупиться? А кто будет выполнять прямые супружеские обязанности?

Володя Ты чего несешь? Мать! Это ты ее научила так долго и гнусно базарить? Не знаешь, кому передать свое высшее образование? Нашла способную ученицу! Она же больше двух слов подряд, в жизни не говорила! Я на ней из - за этого и женился!

ЛЮДМИЛА Ну, конечно…нужны мне ваши разборки! Буду я париться с вашими геморроями! Мне своих хватает! Так, что, сынок, фильтруй базар, прежде чем на родную мать наезжать!…Падлой буду!

Володя (стоит с открытым ртом, не зная, как отреагировать на слова матери, потом начинает оправдываться) Мама, вы же знаете, что я все время на работе. Верчусь, как белка в колесе. Прихожу домой никакой, с ног валюсь! А она меня все время обижает, предъявляет необоснованные претензии, норовит больно задеть за живое, поминутно оскорбляет и унижает мое мужское достоинство! Надо что-то предпринять, мама! Пока семья не распалась!

Жанна Домой ты, действительно, приходишь никакой, и на ногах не стоишь, а вертишься ты, исключительно в бане с телками.

Володя Ну вот! Видите? Видите? Папа! А вы то, что молчите?

НИКОЛАЙ Ну, что я могу сказать…Мама тут, намедни, о театре драмы и сатиры говорила, так она в самую точку попала, а если говорить серьезно, то клей уже засох; «сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей»

Володя Какой сосед, папа? Какой сосед? Здесь семья рушится!

Катерина Пушкин. Я и то знаю.

Володя Что Пушкин?

Жанна Соседа зовут – Пушкин.

Володя Ну все! Вы меня достали. Вот деньги и валите за клеем. Кстати, здесь и на клей хватит.

Катерина Вот это разговор! Ай да Вова! Я тебе, Люся, давно говорила, что хорошего ты сына воспитала! Ладно, пошли. Оставим молодых одних. Пусть пощебечут. (Тихо) А то еще передумает. (Все, кроме Володи и Жанны, уходят).

Жанна (Начинает медленно приближаться к Володе, тот пятится) А папа у тебя ничего, видный мужик.

Володя Был когда–то.

Жанна Не скажи…я вижу. Он и сейчас еще может.

Володя Ты давно не получала?! Так я сейчас дам.

Жанна (Подходя вплотную и говоря тихо и страстно, гладит его) Ты все обещаешь, а сам как толстокожий бегемот, не знаю, как тебя разбередить.

Володя Ты же знаешь, что на мне столько всего надето, что я ничего не чувствую.

Жанна Ну так сними!

Володя А, вдруг войдет кто? Или наши вернутся?

Жанна Пока они посуду сдадут, пока купят, пока туда сюда, а тебе все равно больше двух минут не продержаться.

Володя Ну что у тебя за язык поганый!? После таких слов не то, что две минуты, а вообще желание упадет.

Жанна Ты что? Шуток не понимаешь? Я же пошутила. Ну, давай, Вованчик, быстро, я очень хочу. Давай я помогу тебе. (Начинает помогать ему раздеваться. Володя снимает пиджак с накладными плечами, бронежилет, брюки и туфли на очень высоких каблуках и оказывается худеньким дистрофичным бритоголовым маленьким мальчиком, как после тифа. Жанна бережно берет его на руки и несет к столу и в это время открывается дверь и появляется вся компания)

Катерина Ну как? Быстро мы обернулись?.. (Оцепенело застывает. Жанна роняет свой груз на пол. Володя стыдливо пытается спрятать свое тело, скрючившись, как зародыш в утробе матери).

ЛЮДМИЛА Вовочка, как я тебя давно не видела! Как ты осунулся, похудел! (Жанне) Ты что, его не кормишь?

НИКОЛАЙ Ты стакан – то поднять сможешь? Ладно, прикройся, чем ни будь и давай к столу, мы тебя быстро поправим. (Володя начинает лихорадочно одеваться)

Катерина (Разливает вино по стаканам. Звучит веселая музыка) Ну, за что выпьем?

НИКОЛАЙ Ну, за ремонт я пить не рекомендую. Это бесполезно…(выпивают)

Катерина Кстати, мы клей–то забыли купить!

Жанна Ну, вот и повод будет еще сходить.

Володя Нет уж, вы меня больше с ней вдвоем не оставляйте.

Жанна Ты чего при людях меня позоришь, еще подумают, что-нибудь.

Володя Я к тому, Жанночка, что их за клеем посылать понта нет. Они все равно его не принесут…

НИКОЛАЙ Притом никогда!

Володя Они на все бабки опять бухалова наберут.

ЛЮДМИЛА Между прочим, это не самый худший вариант.

Володя Кстати, а куда бобик делся? Сдох, что ли?

Катерина Типун тебе на язык (крестится) Рекс перед работой лег отдохнуть.

Володя А…понял. Он у тебя по ночам сторожит ювелирный магазин!!!

ЛЮДМИЛА Почти угадал.

НИКОЛАЙ Он на углу стоит на задних лапах с табличкой в зубах, а на табличке написано: «Посмотрите – во что демократы превратили породистую овчарку!!!»

Катерина Смейтесь, смейтесь…Он, между прочим, зарабатывает денег больше, чем многие из здесь присутствующих.

НИКОЛАЙ Да! Если посмотреть внимательно, то собачья жизнь как раз у нас. Кстати, что это мы все о грустном? Володя, рассказал бы, что у вас нового на работе, повеселил бы, а то мы сидим тут, ни хрена не знаем, а у вас там жизнь бурлит…

Володя А чего рассказывать – то? Кстати, в нашем подразделении пацан есть – он у нас водилой работает, его Юрок зовут, так у него крыша съехала – он старые машины покупает. У него дружбаны – гонщики, так они их, как новые делают и коллекционерам за огромные бабки втюхивают. Я ему рассказал про наш металлолом, извините, Москвич - 401, так он меня уже достал – перетри с отцом, пусть продаст. Папан, ты не лохонись – он может хорошие бабульки отслюнявить, а так все равно сгниет.

ЛЮДМИЛА Володя! Ну, что за сленг, что за жаргон! Ни одного русского слова! Я даже не поняла, что ты сказал!

НИКОЛАЙ Зато я понял. Им, Люся, теперь наша машина спокойно жить не дает. Передай своему Юрку, что он еще денег на такую машину не накопил. И, вообще, я тебя про новости на работе спрашиваю, а ты от ответа уходишь.

Володя А чего рассказывать – то?

НИКОЛАЙ Ну, кого там кинули, замочили или развели, как лоха…

Володя Сколько раз тебе говорить, что у меня шеф – бизнесмен. Он этими делами не занимается.

НИКОЛАЙ Действительно, как я мог забыть. Он же в думу собрался. Ему самому теперь никак нельзя.

Володя Опять началось! Короче. Вы ремонт хотели делать?

ЛЮДМИЛА Хотеть – то хотели, а клей не купили.

Володя Так. Я пошел за клеем - вам все равно доверять нельзя. За одно проветрюсь, а то у меня от вас уже репа пухнет.

Катерина Вот это правильно. Иди Володенька. Хорошего сына ты Люся воспитала! Только, Вова, на углу не бери – там дороже.

Володя Я же за клеем иду, тетя Катя.

Катерина Так а я про что? Конечно, за клеем, за им, родимым.

(Володя безнадежно машет рукой и уходит)

ЛЮДМИЛА Пойду на кухню, сготовлю что-нибудь, а то обед скоро, а у нас и закусить нечем… Коля, а может нам машину продать? Ведь совсем без денег сидим, да и не починим мы ее никогда… Ну, чего молчишь? (Уходит, не дождавшись ответа)

Катерина Я тоже пойду. Надо Рекса проведать. Вдруг, проснется, а миска – то пуста, еще работать откажется – он у меня капризный очень…

Жанна Иди, иди, тетя Катя, пока время есть, чтоб потом не отвлекаться.

Катерина И то верно. (Уходит).

Жанна Ну что, дядя Коля? Вот мы и одни остались. Чего делать будем?

НИКОЛАЙ (смущенно) Может чайку соорудить?

Жанна Нет, вы лучше расскажите, что-нибудь о себе,…о своей жизни…

НИКОЛАЙ А что о ней рассказывать? Только себе и окружающим настроение портить. Да ты и так, наверное, все знаешь, Вовка уж доложил, во всех подробностях.

Жанна Ну, то, что все знают мне не интересно. Расскажите, что-нибудь о том, чего никто не знает – например, о вашей интимной жизни.

НИКОЛАЙ А что это такое?

Жанна Ну не смейтесь. Я ведь серьезно. Не делайте вид, что вы не понимаете, о чем я спрашиваю.

НИКОЛАЙ Ах об интимной! Так бы и сказала. Ну что ж, интимная жизнь занимает у меня почти все свободное время, даже более того, мешает моей основной работе. Она, эта интимная жизнь, так меня засосала, что я на основную работу даже устроиться не могу – все времени нет, а если выпадет свободная минутка, прибегу, куда ни будь устраиваться – меня сразу в лоб спрашивают, пока не очухался: «У вас интимная жизнь есть?» Ну, я, по простате душевной, всю правду им на стол и выкладываю. Так, мол, и так, у меня, говорю, кроме интимной жизни, можно сказать, вообще ничего нет. Ну, они мне сразу и отвечают: «Идите и живите своей интимной жизнью, и не мешайте нам работать». А ты спрашиваешь!

Жанна Что вы меня, дядя Коля, разводите, как последнюю дуру? Вы мне прямо скажите. У вас в жизни много баб было?

НИКОЛАЙ Фу! Как грубо! А потом вы удивляетесь, что с вами непочтительно обращаются.

Жанна Ну, хорошо. Женщин.

НИКОЛАЙ Надо говорить, много ли у вас в жизни было романов.

Жанна Ну, так много?

НИКОЛАЙ Видишь ли, Жанна. Если на меня посмотреть, то не вооруженным взглядом заметно, что многочисленные романы – Один рукав у пиджака оторван. Под глазом огромныйэто было мое самое любимое занятие в жизни. Можно сказать – Дон Жуан в ранней старости, плюс, неизбежно, связанные с этим хобби, неизлечимые болезни. Но внешность, моя девочка, к величайшему сожалению, очень обманчива…

Жанна Ну, не скажите… Вы еще мужчина хоть куда! Поверьте, нам женщинам виднее. (Начинает медленно приближаться и припирает Николая к стене, не давая ему улизнуть в сторону. Неожиданно появляется Володя. Вид у него жалкий.

синяк. В руках банка с клеем)

Володя Ах ты самка! Тебе меня мало, так ты за отца взялась! Уже на секунду уйти нельзя!

Жанна Вовочка, ты что? Мы только проверяли, хорошо ли обои поклеились…

Володя Я тебе так поклеюсь, что мало не покажется! Я смотрю, ты одна у нас без бланша осталась, так я тебе его сейчас поставлю, чтоб ты не выделялась из коллектива!

НИКОЛАЙ Слава богу. Ты вовремя подоспел, а то еще немного и мне бы конец пришел. (Входит Людмила)

ЛЮДМИЛА Что за шум, а драки нет?

Володя Драка, мать, сейчас будет (Начинает угрожающе приближаться к Жанне)

ЛЮДМИЛА Сыночек, а кто это тебя так? Где это тебя угораздило?

Володя (Сразу, как-то сникнув) Да в очереди за клеем…Клей кончается…Все орут: – « большее одной банки в руки не давать! ». Ну, я без очереди и сунулся…

НИКОЛАЙ Ты нам лапшу на уши не вешай…Какая очередь за клеем? Где это клей кончается? Когда ты последний раз слышал – «в одни руки не давать? » Наверное в детстве, когда мама тебе вместо колыбельной тихо пела про наш дефицит! Ты в окно посмотри! На дворе 21 век! (Володя подходит к окну и смотрит вниз)…Ну, что замолк? Ты скажешь, где фингал схватил или нет?

Володя Папа…А где наша машина?

НИКОЛАЙ Какая машина?

Володя Ну, «Москвич» наш где?

НИКОЛАЙ Ты что? Совсем зрение потерял? Или тебе еще и по голове надавали?

Володя Ты вместо того, чтобы оскорблять, подойди и сам посмотри. (Все кидаются к окну…Всеобщее оцепенение…Первым отходит Николай. Вид у него растерянный и жалкий)

НИКОЛАЙ Угнали…

ЛЮДМИЛА Коленька, как же так? Что теперь делать?

НИКОЛАЙ (Володе) А ты к нам когда шел, да в магазин бегал, посмотреть не мог, стоит ли машина?

Жанна Так у вас же только окна во двор выходят, а парадное на улицу.

Володя Раз в жизни умную вещь сказала…

ЛЮДМИЛА Может в милицию заявить…

Володя Ага…они Мерседесы не ищут…будут они мараться из-за старья всякого…

НИКОЛАЙ Да, ко мне уже сколько раз участковый подходил, чтоб я машину убрал…

ЛЮДМИЛА А как же они ее угнали? Она же не на ходу.

Жанна Подцепили тросом и увезли Делов-то! (входит тетя Катя)

Катерина Ну, обмывать сразу начнем?

НИКОЛАЙ Кого?

Катерина Да машину…я видела как ее увозили, когда с Рексом по нужде вышла…или решили зажилить?

Володя Да нечего обмывать, тетя Катя, угнали машину… хотя, если бы мне кто рассказал такое, в жизни бы не поверил… ты батя не переживай, я тут немного разгребу свои вопросы и куплю тебе точно такую же, так же ездить не будет и выглядеть так же. Я, как чувствовал, прихватил на углу… (достает бутылку) давайте за удачу.

Катерина Вот это правильно. Хорошего сына ты Люся воспитала!

Володя У вас темных очков лишних случайно нет, синяк прикрыть, а то все в очках – один я выделяюсь…

НИКОЛАЙ Ничего, походишь и так, и потом, должно же быть хоть какое ни будь разнообразие…

Володя А ты во двор выйди. Сразу увидишь разнообразие.

НИКОЛАЙ Научился у матери острить?

ЛЮДМИЛА А я думаю, что это жильцы наши подговорили, кого-нибудь, может, даже денег дали, чтоб из двора ее убрать… надо будет посмотреть, потом… далеко ее не увезут – она не доедет.

НИКОЛАЙ Что ж, мысль толковая, потом взглянем.

Жанна Ну, давайте быстрей разольем и за работу, надо с этим ремонтом кончать, пока еще чего- нибудь не случилось (выпивают)

ЛЮДМИЛА Ну, что это за время такое? Что за жизнь? Когда это, наконец-то кончится?

НИКОЛАЙ Ладно, мать, не горюй. Переживем и это, не такое переживали. Ну, что господа? Приступим? А? …начали…

Под быструю ритмичную музыку все начинают двигаться в стиле брэйка, намазывая и оклеивая стену обоями, снуя по лестницам вверх и вниз, передовая друг другу не только газеты, но и стаканы с выпивкой. Все движения отлажены до автоматизма. Музыка сопровождается разноцветными огнями, мелькающими, как в дискотеке.

Короче, идет ремонт, перемешанный с попойкой.

Постепенно количество людей на сцене уменьшается, музыка замедляется и останавливается как в патефоне, в котором кончился завод. Освещение превращается в обычное, довольно тусклое.

На сцене остается одна Людмила, которая, как робот, продолжает клеить, потом она останавливается и пристально вглядывается в зал…

ЛЮДМИЛА Не знаю как вы? А я бы хотела, заснуть и проснуться лет, этак, 50 тому назад. (Музыка переходит в космическую, на сцене движение героини становятся замедленными, сцена заполняется дымом, свет меркнет и синеет и она засыпает).

Звучит голос: Мы решили исполнить желание Людмилы. В театре, возможно все, и наша героиня проснется ровно 50 лет тому назад, но вы, уважаемые зрители, увидите все это только после антракта. Звучат старинные часы с боем.

ЗАНАВЕС

Акт 2

Сцена 1

Комната 60х годов.

Буфет, стол, покрытый чистой скатертью, над ним абажур, на столе самовар, в углу пианино, телевизор, на стенах фотографии родителей, детей и свадебные.

Все герои те же, но чистые, скромные, интеллигентные и очень очень бедные. Все диалоги и монологи произносятся преувеличенно чувственно, порой сентиментально, порой высокопарно. Одна стена оклеена газетами, идет ремонт. Людмила долго и влюбленно смотрит на мужа.

Николай Ну? Так понятно?

ЛЮДМИЛА Нет ... Но говоришь ты так красиво…Коленька! Как я тебя люблю! Что бы я без тебя делала…

Николай Подожди…Мы еще линолеум постелим…У нас не квартира будет, а игрушка!

ЛЮДМИЛА Правда, а ты не шутишь? Скажи, что ты не пошутил…

Николай Ну…Я, правда, еще не знаю, где мы линолеум возьмем, но я что-нибудь, придумаю - ты же знаешь - я гений. Это, как никак, моя профессия! Знаешь, что отличает настоящего ученого от простых карьеристов, типа моего шефа Петухова?

ЛЮДМИЛА Откуда мне, простой домохозяйке с гуманитарным уклоном, знать, Коленька?

Николай Настоящий ученый всегда стремится к несбыточной мечте, он пытается найти пути, чтобы осуществить самые нереальные замыслы, которые сегодня таким простым людям, как ты кажутся фантастическими, сказочными…

ЛЮДМИЛА Ну, например?

Николай Например, не красить пол, а пойти еще дальше и найти способ, чтобы заработать денег и купить линолеум.

ЛЮДМИЛА Ты просто «Кремлевский мечтатель» какой-то! Опустись на землю! Для нас пол покрасить, и то – фантастика…, а если говорить о сказках, то именно такие, как Петухов «рождены, чтоб сказку сделать былью», а не вы, отмеченные богом. И будь ты с меньшим гонором, более уступчивый, не такой колючий и более дипломатичный на работе, все бы наши мечты, хотя бы даже бытовые, давно уже осуществились и превратились бы в реальность. Вот тебе и парадокс.

Николай Я тебя не понимаю!

ЛЮДМИЛА Все ты понимаешь…Как ты думаешь? Почему у вас все, кроме тебя, получили садовые участки? А почему ты единственный не попал в списки на улучшение жилплощади? А почему на все симпоузимы ездит Петухов, а не ты, где он, кстати, читает доклады, которые ты ему готовишь, а почему у тебя почти нет публикаций? И почему так долго тебе не дают защититься? Какие только доводы не приводят! И диссертация сыровата, и время не пришло, и над стилистикой языка надо поработать и т. д. и т.п. А ведь всего-то и надо было, что поставить на своих работах рядом со своей фамилией фамилию Петухова. А ты говоришь мечта о линолеуме…

Николай Знаешь, от кого угодно, но от тебя, Люсенька, я этого не ожидал. Да ты бы первая от меня ушла, стань я таким, да я бы не то, что на линолеум, на себя бы в зеркало смотреть не смог, (в зал), хотя я и так на себя в зеркало смотреть не могу.

ЛЮДМИЛА Извини меня, Коленька. Конечно, я тебя люблю именно таким, какой ты есть, но иногда так становится тяжело, что думаешь, а кому нужны все эти принципы, жизнь-то проходит, а ведь как хочется пожить по-людски, ну хоть немножко…! Мне, даже, порой иногда приходит на ум крамольная мысль - а не продать ли нам папину машину, пока она еще не совсем сломалась.

Николай Не трогай святое! (в зал) Хотя, если учесть, что в первом акте ее все равно украдут, то она права.

ЛЮДМИЛА Что ты там все время бормочешь?

Николай Да так, мысли вслух… Кстати, когда поклеим обои, первое, что я сделаю – сниму этот дурацкий плюшевый ковер с оленями. Я его терплю, только потому, что за ним огромное жирное пятно.

ЛЮДМИЛА Мы его повесили, когда поженились…

Николай Как ты запомнила? Ведь столько лет прошло!

ЛЮДМИЛА Запомнить его не составило труда – мы этим ковриком в первую брачную ночь, вместо одеяла прикрывались. Эти олени скакали, как живые!

Николай Да!…Отсутствие комфорта, создавало определенный шарм. (В зал) Когда - нибудь в будущем, это назовут экстремальным туризмом.

ЛЮДМИЛА Как быстро время летит! Сынок наш совсем взрослым стал, аспирантуру закончил, скоро ему уже жениться, а там глядишь, мы уже бабушкой и дедушкой станем.

Николай Ну, ты коней-то не гони… Ему еще надо распределение получить, опериться, невесту сыскать, о жилплощади подумать, не у нас же им, как сельдям в бочке тесниться, так, что времени у нас с тобой еще хватит, чтобы и свои дела поправить и внуков встретить как подобает.… Кстати, а почему он так долго не идет… уже пора бы…

ЛЮДМИЛА Я тоже волноваться начинаю…Постой, вроде ключ в замке звякнул, ну конечно! Это он! Легок на помине, а то мы уже волноваться начали! (Входит опрятный, красивый юноша, вылитый молодой ученый 60х годов)

Володя Мама! (Бросается к Людмиле)

ЛЮДМИЛА (Тянет руки к Володе) Сынок!

Володя Отец! (Бросается к Николаю)

Николай Сын!

Николай ЛЮДМИЛА (Вместе) Почему так долго?

Володя Папа! Мама! Я не один…Я хочу представить вам свою…невесту, Жанна войди…(Входит скромная, молоденькая, провинциальная девушка)

Володя Вот, Жанна …Познакомься…Это мои папа и мама (Все ошарашены, но автоматически знакомятся)

ЛЮДМИЛА А мы как раз собирались чай пить так, что присоединяйтесь, не стесняйтесь (пытается собрать на стол, но у нее от волнения ничего не получается)

Николай Жанна! Вы бы рассказали, что-нибудь о себе, а то Володя нас в свои планы не посвящал, и мы только сегодня первый раз узнали о вашем существовании…

Володя Жанна приехала поступать в наш институт из Саратова и не поступила. Сейчас ее приняли на работу лаборанткой, но на будущий год она обязательно поступит, я ей помогаю готовиться.

ЛЮДМИЛА (Тихо мужу) Коля, можно тебя на минутку? (Николай незаметно подходит к жене, и они говорят шепотом, выходя на авансцену) Слушай, тебе не кажется, что у Жанны, что-то с фигурой?

Николай А что с фигурой?

ЛЮДМИЛА Ты что? Не понимаешь?

Николай Не может быть!!!

ЛЮДМИЛА А ты посмотри внимательно, я женщина, меня не обманешь! (Николай начинает медленно приближаться к Жанне, пытаясь зайти спереди и внимательно рассмотреть объект сомнений. Володя заметил отцовский маневр и что бы не нагнетать и без того неловкую атмосферу, решил идти ва-банк)

Володя Да! Как же я забыл сказать самое главное! Мы же для вас подготовили потрясающий сюрприз! У нас скоро будет ребенок! А может быть, даже двойня! (Автор не хочет подробно описывать поведение родителей во время этого текста, надеясь на фантазию режиссера) (Людмила, пятясь, хочет уйти на кухню)

Жанна (Замечая маневр Людмилы) Мама Люда, можно я вам помогу на кухне? (Жанна, вытесняя Людмилу грудью из комнаты, исчезает с ней в проеме дверей)

Николай Сюрприз действительно потрясающий! Он так потрясает, что его можно применять в медицине вместо шоковой терапии …

Володя Так, что со свадьбой тянуть нельзя, Время, как говорится, не ждет!

Николай Володя. А ты уверен, что это именно твой ребенок… или сколько их там ожидается? Женщины, поверь моему опыту, народ хитрый и практичный!

Володя Папа! Я давно уже не маленький. Знаешь, какое я расследование провел?

Николай Ну, и каковы результаты?

Володя Ты не поверишь!… У всех алиби!!!

Николай Знаешь! Все умные люди давно уже живут, имея на всякий случай, алиби, притом, при любых обстоятельствах, так, мало ли что.… Только у моего сына, чего не спроси, никогда ничего нет, даже алиби! Только теперь я понял, что в твоем воспитании я совершил одну, но чудовищную ошибку!

Володя Интересно какую?

Николай Помнишь, когда ты только поступил в институт, у нас с тобой состоялся серьезный мужской разговор?

Володя Помню.

Николай Ты спросил меня совета, прямо и честно, как и должен сын в минуты принятия жизненно важных решений, обращаться к отцу. Ведь кто, как не любящий отец, может подсказать и поддержать свое единственное чадо! Ты спросил меня: « Отец! А что если мне и вправду поменять ориентацию?…» И ты, конечно, помнишь мой ответ. Я тебя просил ради твоей матери, которая никогда этого не поймет, ради многолетних традиций нашей семьи, не делать этого. И, в конце концов, быть настоящим мужчиной, как твой отец – проявить силу воли, стиснуть зубы, но терпеть! Так я тебе тогда ответил и ты меня послушался! … И вот, сегодня, я должен тебе признаться, что я был не прав! И, не соверши я тогда этой роковой ошибки, сегодня все могло быть иначе…

Володя Знаешь, я, конечно, плохо помню, как у нас все это c Жанной происходило, но то, что я успел ей сказать, что у меня другая ориентация, я запомнил хорошо. Но ты не знаешь Жанну! Она такая…, как бы это сказать…целеустремленная.…Так, что ты себя особо не вини. (В зал) Тем более что эта проблема более актуальна для первого акта, то есть для будущего.

Николай Ладно. Что сделано – не поправишь. Только матери о нашем разговоре не слова. Ты же знаешь – она то живет еще в прошлом времени…

(появляется Людмила и Жанна с кухни с пустым чайником)

ЛЮДМИЛА Воду опять отключили, а я не успела запастись…

Володя Ну ничего, посидим посмотрим телевизор (Включает телевизор) А почему у нас только одна программа показывает, сломался, что ли?

ЛЮДМИЛА Он уже давно сломался, будто не знаешь, и вообще давно пора новый купить. А скажите мне Жанна? Как вы собираетесь рожать и в институт поступать?

Володя А я все уже продумал. Подготовлю я ее хорошо, потом все таки моя жена, а меня в институте уважают, а если, на худой конец, они ее на экзаменах специально загоняют, то она им такие преждевременные роды прямо там устроит, что им мало не покажется.

ЛЮДМИЛА Ну а жить где будете, да и на что?

Володя Пока будем жить у вас, а потом мне институт квартиру даст.

Николай Какой институт?

Володя Твой, папа. В котором ты работаешь. В которое я направление на работу получил.

Николай Так что же ты молчал?! Это же здорово! Что же ты сразу не сказал?

Володя Не хотел тебя расстраивать, я боялся, что еще одного сюрприза ты не выдержишь.

Николай Как расстраивать? Что ты такое говоришь? Нет, мать, ты послушай! Отец и сын вместе в одном институте! Да мы с тобой горы свернем!

Володя В том то и дело, что ничего мы вместе не свернем.

ЛЮДМИЛА Володенька, объясни мне, я ничего не понимаю.

Володя Да что тут непонятного! Мне его должность предлагают и вместо него ставят!

Николай Как это? А меня куда же?

ЛЮДМИЛА Да! Отца то куда?

Володя Да никуда! Сократят и все. В виду обстоятельств.

Жанна Вот сволочи! Правда? (Ее сочувствие звучит довольно фальшиво)

Николай Ну ты, надеюсь, как порядочный человек, отказался? Ты, надеюсь, объяснил им, что это грязно и низко?

Володя Папа, не думай, что у тебя сын подонок – конечно, я согласился.

Николай Что???

Володя Они мне все объяснили…, но я не уверен, что ты сейчас сможешь адекватно воспринимать мои слова.

Николай Да! Это уже похоже не на шоковую терапию, а на пытку электрическим током…

ЛЮДМИЛА Сыночек, лучше расскажи все мне. Ты же видишь, что папа оправится теперь не скоро, а я уже в состоянии выслушать все, даже любую мерзость, которую они там придумали, так, что давай, рассказывай, медленно и по порядку.

Володя Ну, во первых, они сказали, что соглашусь я или нет - папу все равно сократят с формулировкой – «по собственному желанию», а я останусь без места, так как на его должность назначат кого-нибудь другого. Во вторых, если мы согласимся, то со стороны это будет выглядеть даже красиво, мол, отец вырастил себе достойную смену – этакое продолжение династии. И, вообще, они уверенны, что поступили мудро и гуманно, так как пока я учился, им приходилось путем неимоверных усилий спасать отца от сокращения, дожидаясь окончания мной аспирантуры. И, если мы дураки или неблагодарные свиньи, то так нам и надо, незаменимых у нас нет.

Николай (Встает и начинает нервно хохотать, затем произносит, заметно заикаясь и подергиваясь, свой монолог) Да, я смеюсь, мне смешно, что я мог столько лет мучить себя и мучить других, проблемами, которые не стоят и выеденного яйца! А почему вы не смеетесь? Посмотрите на свои испуганные лица! Я понимаю тебя Люся. Наша «филологическая» Люся, которая всю жизнь гордилась ораторскими способностями своего мужа! Вот он стоит перед тобой – заикаясь и подергиваясь, ища нужные слова, и пытаясь правильно их выговорить! Тебе, и всем вам, кажется, что это довольно жалкое зрелище, достойное психиатрической больницы. Но не переживайте за мое здоровье! Я думаю, что наш любимый сынок приготовил нам еще какой-нибудь сногсшибательный сюрприз, после которого мое пошатнувшееся здоровье вновь восстановится – клин, как говорится, клином вышибают. А пока я вынужден продолжить свою речь в том состоянии, в котором нахожусь, хотя определенный дискомфорт при этом я, безусловно, испытываю. И так. Я остановился на том, что я смеюсь. Да! Мне вдруг стало смешно и легко, потому, что я почувствовал свободу. Мне не надо каждый день отбывать эту каторгу, которая называется службой, пресмыкаться перед каждым, который не стоит и твоего мизинца. Ждать, кто из них и когда, решит твою судьбу. У меня теперь уйма времени. Я могу часами играть на пианино, ходить в театры и концертные залы, даже в филармонию, о которой здесь уже упоминалось выше. Говорят, что это успокаивает, и я поправлюсь! Вот вы увидите! Я обязательно поправлюсь! (Николай резко останавливается. Он чувствует, что сказал, что-то не то. Всеобщее замешательство. Первая спохватывается Людмила, заглядывая в текст)

ЛЮДМИЛА Коленька! Ты хотел сказать, что тебя «по собственному желанию»…

Николай Спасибо, Люсенька – видишь, у меня и с памятью уже что-то…Да! Что такое – «собственное желание», что за формулировки придумали! Даже уволить честно, у них не хватает мужества. Даже ответственность за этот гнусный поступок они перекладывают на пострадавшего, на невинно оскорбленного, отдавшего все силы людям, которые вытерли об него ноги и пошли дальше, не замечая боли и страданий, загубленной судьбы простого человека. И, если бы они поступили так только со мной! Сколько жизней, карьер, надежд и мечтаний было ими порушено, и никто из них за это не ответил! Но сегодня!…Сегодня они…они … (Все аплодируют, как в театре) – (Николай в замешательстве – он опять забыл текст).

Все подсказывают: «Но сегодня они горько просчитались и горько пожалеют о содеянном!»… (Во время тирады свет в комнате постепенно гаснет. Комната освещается только светом голубого экрана. Диктор говорит, что-то о погоде, о грозе. Комнату озаряют молнии, звучат раскаты грома. Все это идет под нарастающую музыку. Вдруг, порывом ветра окно распахивается, и гроза с дождем и ветром врывается в комнату. Николай подставляет свое прекрасное в гневе лицо разбушевавшейся стихии, свежему ветру и, капли дождя покрывают его лицо. Вдруг, во время монолога, он пальцами смахивает капли с лица, недоумевает, нюхает их, удивленно спрашивает – «Что это?». Все в один голос восклицают - «Папа, Коленька! Не обращай внимание! Продолжай!» Николай пытается продолжить, ему подсказывают текст, но он уже не может войти в прежнее состояние. У него начинается истерика).

Николай Я не могу! Не могу! Я бездарь! (Николай убегает. Все, кроме Людмилы устремляются за ним)

Людмила (Вслед Николаю) Милый! Милый! Из окна появляется тетя Катя с пылесосом, который делал ветер, в одной руке, и с каким-то сосудом очень напоминающем ночной горшок или судно для собаки, в другой).

Катерина Ну, что опять? Что не так?

Людмила Чем ты в него плеснула?

Катерина … Так воду еще вчера отключили, а тут – Рекс…

Людмила Что ты наделала! (Вслед Николаю) Любимый! Любимый! (Тетя Катя, пытаясь побыстрей исчезнуть и уже за сценой)

Катерина На вас не угодишь! Но ветер был, как настоящий!

Людмила (Остается одна на сцене, подходит, оглядываясь к рампе. Свет на сцене гаснет. Людмила, освещенная прожектором, смотрит, куда- то вверх и тихонько спрашивает)

Товарищ? Эй! Товарищ.…Или как вас там? Ну, тот, который нам время…это…ну, назад…Вы меня слышите?

Звучит голос Слышу вас хорошо.

Людмила Мы, конечно, вам очень благодарны, но у нас, как-то очень печально все происходит.…Скажите, если это, конечно, удобно… может быть у вас еще есть какие- нибудь варианты, более оптимистические.… Только не сердитесь. Клянусь! Это в последний раз!

Звучит голос Хорошо. Сейчас посмотрю…. Так… это не то… это тоже не то….Нет, вы знаете.…Остальные еще хуже.

Людмила Что же нам делать?…

Звучит голос Есть еще один способ, мы его обычно никогда не практикуем, да и мало кто с ним справляется….

Людмила Мы согласны! Мы справимся! Только дайте нам еще один шанс!

Звучит голос Слушайте и запоминайте! Вы сами себе пишите тексты и произносите, можно сказать, с листа. Времени у вас нет. Антракта больше не будет – буфетчица уже ушла домой. Все, чем мы можем вам помочь, это небольшое затемнение и смена некоторых деталей декорации, только некоторых деталей.

Людмила Мы согласны!

Звучит голос Время пошло! ЗТМ (Звучат старые часы с боем)

Сцена 2

На сцене Людмила и Николай. Они ждут прихода детей. Входит Катерина со шваброй и ведром.

Катерина Ну что, не пришли еще?

Николай Задерживаются в институте.

Катерина Вот это правильно… Хорошего сына ты Люся воспитала!

Николай Люся! А как тебе Жанна? По-моему Володя сделал правильный выбор. Вкус у него мой.

Катерина Так яблоки от яблони ж… падают… сам знаешь…недалеко…

Людмила Тихо…идут вроде… (Вбегают Володя и Жанна под бравурную музыку)

Володя Мама! (Бросается к Людмиле)

ЛЮДМИЛА (Тянет руки к Володе) Сынок!

Володя Отец! (Бросается к Николаю)

Николай Сын!

Николай ЛЮДМИЛА (Вместе) Жанна!

Володя выхватывает из кармана кусок линолеума

Володя Мама! Линолеум! (Бросается к Людмиле)

ЛЮДМИЛА (Тянет руки к Володе) Сынок!

Володя Отец! Линолеум! (Бросается к Николаю)

Николай Сын!

Николай ЛЮДМИЛА Катерина Жанна! (Вместе, показывая линолеум в зал, как в рекламе) Линолеум! Володя выхватывает предмет восторга из рук ошеломленных родных и убегает. Все в недоумении

Николай Так на чем я остановился?…

Вбегает Володя в руках у него телевизор

Володя Мама! Телевизор! (Бросается к Людмиле)

ЛЮДМИЛА (Тянет руки к Володе) Сынок!

Володя Отец! Телевизор! (Бросается к Николаю)

Николай Сын!

Николай ЛЮДМИЛА Катерина Жанна! (Вместе, показывая Телевизор в зал, как в рекламе) Телевизор! (Володя опять выхватывает предмет восторга из рук ошеломленных родных и убегает. Все в недоумении)

Опять вбегает Володя

Володя Отец!

Николай Да, Сынок!

Володя Петухова сняли с работы, тебя назначили начальником лаборатории, а меня на место Петухова. (Убегает) (Немая сцена)

Катерина Вот это правильно… Хорошего сына ты Люся воспитала! ЗТМ

Сцена 3

На сцене вместо абажура висит люстра 60х годов. Ближе к авансцене пианино. В буфете появился хрусталь. Людмила одна. Она собирает на стол, в ожидании прохода мужа. Бесконечно звонит телефон. Время от времени она берет трубку и отвечает - «Он еще не пришел» или – «Ждем». Входит Николай. Он в шляпе и с портфелем – типичный начальник.

Николай Обед готов?

ЛЮДМИЛА Я уже не один раз грела.

Николай Подавай!

ЛЮДМИЛА Коленька, а откуда пианино?

Николай Я на нем буду играть холодными зимними вечерами, что бы окунуться в волшебный мир музыки, и отдаляться от серых повседневных дней, в которых бесполезно проходит вся моя жизнь.

ЛЮДМИЛА Но ты же не умеешь!

Николай Дорогая моя! Какое это имеет значение! Да! А где дети?

ЛЮДМИЛА Володя на работе задерживается – ты же сам на него груду институтских дел навалил…Жанна на кухне – мне помогает…Я сбегаю в гастроном, а то у нас к чаю ничего нет…

Николай Беги. И когда ты уже возьмешь домработницу?…Сколько раз говорил.… Садится за пианино и начинает играть «Лунную сонату» Людмила уходит. Со стороны кухни появляется незаметно Жанна и тихо наблюдает за игрой. Николай ее видит, но делает вид, что не заметил ее появления. Откидывается, закрывает глаза

Жанна Что с вами?

Николай Эти звуки пронизывают меня, приковывая к земле и одновременно наполняя меня своей могучей энергией. Я становлюсь частицей космоса, самим космосом! Вы любите Моцарта?

Жанна По моему – это Бетховен!

Николай Вы уходите от ответа!

Жанна Люблю ли? Не знаю… По настроению…

Николай А с Володей какую музыку вы слушаете? У вас общие интересы? Жанна Я поняла, что мне нравятся мужчины значительно старше меня. Я виновата перед вами. Простите меня!

Николай Простить? За что?

Жанна Я не могу отказаться от фантастических мечтаний, а в них только вы и я и больше никого, мне так легче жить. Вы мечтали, когда ни будь?

Николай Я уже много лет не видел снов.

Жанна Мечты и сны – это разные вещи. Сны ты не можешь контролировать, а значит воплощать в реальность, а мечта – это цель, и ты отдаешься ей вся без остатка, что бы она превратилась в реальность и твоя одержимость вознаграждается…

Николай (Резко перестает играть)

Жанна Вам не хорошо?

Николай Нет, я уже поправился, даже не заикаюсь, почти. (Продолжает играть)

Жанна Вы не должны меня бояться, вы должны довериться мне….

Николай Ах! Если бы мечты сбывались?

Жанна Нужно только захотеть и они превратятся в реальность! Вы же сами говорили о полной свободе, о том, что для вас больше не существует границ признанных обществом, что вы выше их всех…(Резко перестает играть)

Николай Ну, что же вы хотите! – я же был болен! (Продолжает играть)

Жанна Вы можете играть с закрытыми глазами?

Николай Нет ничего легче.

Жанна Закройте глаза (Николай играет с закрытыми глазами) А играть одной рукой?

Николай Для меня это не составит труда! (Жанна берет освободившуюся руку и кладет ее себе якобы на сердце, но прямиком на грудь)

Жанна Вы слышите, как стучит мое сердце. Вот она настоящая реальность! Я люблю вас!

(Потом она удивленно вскидывает брови – она чувствует его вторую руку значительно ниже груди, где-то под платьем. На клавиатуре не остается ни одной руки, но музыка продолжается)

Жанна О! Да вы виртуоз!

Николай Вы еще не знаете всех моих талантов, но вы их узнаете…

( Николай встает и страстно целует Жанну. Музыка продолжается). Все это видят неожиданно вошедшие Людмила и Володя. Целующиеся их не замечают. Людмила медленно выходит на середину сцены, ноги ее не слушаются, она что-то беззвучно шевелит губами, наконец, она произносит шепотом; «Коленька», но ее никто не слышит. В руках у нее, какие то листки бумаги, которые она, вдруг очнувшись, начинает лихорадочно просматривать. Потом, вдруг, резко меняет тон.

ЛЮДМИЛА Секундочку! Но этой сцены в пьесе нет! (Она повторяет эту фразу с истерически облегченным смехом, тыча пальцем в текст, и показывая его окаменевшему, ничего не соображающему Володе, приглашая его в свидетели). Этой сцены нет!!! «У меня все ходы записаны»

Николай Абсолютно спокойно, делая Жанне «глазки» и продолжая держать ее за руку; У вас нет, а у нас есть, правда? Жанна, восторженно глядя на Николая, кивает головой.

ЛЮДМИЛА Хулиганство, какое-то! Обращаясь к Володе. А ты что молчишь? Скажи хоть ты им, что этой сцены в пьесе нет.

Володя Задумчиво Я думаю, что, скорее всего эта сцена… через паузу, есть.… Потом, рассуждая, глядя в зал: Потому, что если ее нет, то мне нужно им обоим сейчас бить морду, так как по жизни Жанна моя жена тоже! Подумав, Володя, решает, как ни в чем небывало начать свой монолог в образе, как у него написано в пьесе: Девочка моя! Ты – единственное, что согревает меня в этом холодном, неуютном городе! Каждый раз, когда я возвращаюсь домой после тяжелого умственного труда, ты встречаешь меня на пороге, протягивая свои почти детские тоненькие ручки…

Жанна (Раздраженно Володе, отрываясь от Николая) Что ты несешь! Какие ручки? Ты что не видишь, что ты нам мешаешь?

Володя Но я говорю по тексту! Вот у меня написано: - « И когда мы вечером, прильнув друг к другу, как после долгой разлуки, вместе готовим ужин, а потом делимся всем, что произошло с каждым из нас за этот бесконечный день, я с нежностью и восторгом наблюдаю, как любовь вспыхивает в твоих огромных глазах и страх, что это счастье может оказаться только сном, и утром нас опять ждет расставание…» Николай и Жанна продолжают обниматься с новой энергией.

Николай Пусть говорит, Жанночка, эти, фоном звучащие, поэтические строки, делают нашу любовь еще возвышенней, еще романтичней (В зал) Интересно, кто ему такой красивый текст написал? Ну, что же вы замолчали? Продолжайте. Володя срывается

Володя Так! (Саркастически) Папа! Ты что же это себе позволяешь?

Николай Я, между прочим, Народный артист Советского союза и обращайтесь ко мне, пожалуйста, на вы!… Тоже мне, папу нашел…

Жанна (Не выдерживает) Ты, Вовочка, хотел по тексту? Так я тебе по тексту вот, что скажу, а вы, мама, не слушайте – все равно не поймете (В зал) - Мама у нас все время не в том времени живет. (Опять обращается к Володе) Помнишь, ты как-то сказал, что сомневаешься в своей ориентации? Так вот, сейчас для тебя самое подходящее время свои сомнения разрешить окончательно, притом в определенную сторону.

Володя Это тебе «Народный артист» растрепал?

Жанна Причем здесь товарищ Народный артист? Ты же мне сам это говорил в порыве страсти!

Володя Так ты же мне говорила, что ничего не помнишь!?

Жанна Такое сообщение, даже мертвая, если она настоящая женщина - запомнит.

Володя Ах так! Так? Сговорились? Ну, я вам всем сейчас покажу! (Убегает)

ЛЮДМИЛА Заигрывая, медленно приближаясь к Николаю, все еще пытаясь загладить конфликт Коленька! Я, конечно, мало что понимаю, но мы же хотели обои доклеить, не удобно как- то, все-таки столько народу собралось…? Так мне что? Мазать?

Николай Не отрывая взгляда от Жанны и не отпуская ее руки Мажь. Людмила начинает мазать, пытаясь улыбаться, и даже что-то напевать, выглядит это все довольно фальшиво. Входит Катерина. В руках у нее Пылесос и сосуд с водой.

Катерина Ну, и долго мне там стоять? Или опять что-нибудь не так?

ЛЮДМИЛА Бери швабру и мажь, я тебе потом все расскажу…

Катерина А эти чего сидят, как голубки?

ЛЮДМИЛА Я сказала – мажь! Вдруг, Людмила отскакивает с испугом от стенки Коля, смотри, стена вроде придвинулась и шатнулась, или у меня уже голова ходуном ходит!?

Николай Обращаясь к Жанне Ну, конечно, нашего с тобой текста в пьесе нет, а ее есть. Не хочешь мазать? Не мажь, но так и скажи. Жанна вдруг встрепенулась, заметив, что со стенкой что-то ни так и, что Людмила говорит правду, испуганно пытается выправить ситуацию

Жанна Что-то Володенька не идет, я волноваться уже начинаю. Все - таки не хотелось бы, что бы из-за нас с вами, Николай, подчеркивая и подмигивая, он, что-нибудь с собой, сотворил.

ЛЮДМИЛА Ну, вы даете! Драматург, наверное, в гробу от вашей интерпретации перевернулся!

Николай Не драматург, а автор, и не перевернулся, так как еще не успел умереть.

Катерина Ну узнает, так долго жить не будет! Входит Володя, вылитый бомж, с фингалом и разбитых темных очках. Очень пьяный. Очень похож на отца в первом акте.

Володя А мы ему не скажем!

Катерина Вовочка! Ты откуда?

Володя А я из первого акта, тетя Кать, мне там больше нравится. Смотрит на стену Я, смотрю, у вас стена поехала. У всех нормальных людей крыша едет, а у вас стена… Слышны глухие удары, скрипы. Стенка действительно начинает вроде бы надвигаться…

Володя «Я на зов явился…Все кончено. Дрожишь ты Дон Гуан. Дай руку!»

Катерина Вот это правильно…я всегда говорила хорошего сына ты Люся воспитала!

Николай Это какой-то театр абсурда, какой-то трагикомический фарс!

Володя Надвигаясь на Николая А кто его таким сделал? Кто, я спрашиваю? Людмила, подбегая и вставая между ними

ЛЮДМИЛА Ну, вы еще подеритесь!

Володя А что! И подеремся. Мне терять нечего. Показывает на свой внешний вид и на фингал

Николай Зато мне есть что терять Еще крепче обнимая Жанну. Жанна вырывается и берет лидерство на себя

Жанна Так! Я, лично, иду мазать! Где тут кисти? Или что там у вас! У нас пьеса как называется? Все: «Ремонт». У кого сигнальный экземпляр? Все: «У тети Кати». Так! Начали с самого начала и попробуйте только отойти от текста – шаг в сторону – стреляю. Музыку! Начали! Стена с грохотом падает, куча пыли, ничего не видно, звучит бравурная музыка. Пыль рассевается. За упавшей стеной видна другая, частично оклеенная газетами. Стремянка, бутылки. Все пьют, танцуют, клеят, как в начале спектакля, потом прорывают стену с обратной стороны и выбегают к зрителям. В стене остаются дыры в виде силуэтов наших героев.

КОНЕЦ

Контакты:

8 (812) 1178814

8 (921) 7548023

E-mail: arostovsky@mail.ru


No comments:

Post a Comment